@ARTICLE{26543118_152233643_2015, author = {Н. Г. Фархатдинов and Н. В. Евстигнеева and Д. Ю. Куракин and В. М. Малик}, keywords = {, общеобразовательные организации, реформы образования, модели управления, директора, лидерство, делегирование полномочийсубъектность}, title = {Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа}, journal = {Вопросы образования}, year = {2015}, number = {2}, pages = {196-219}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2015--2/152233643.html}, publisher = {}, abstract = {Фархатдинов Наиль Галимханович - PhD, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ НИУ ВШЭ. E-mail: nfarkhatdinov@hse.ruЕвстигнеева Надежда Валерьевна - независимый исследователь. E-mail: nadeva@mail.ruКуракин Дмитрий Юрьевич - кандидат социологических наук, директор Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ НИУ ВШЭ. E-mail: dukurakin@hse.ruМалик Валерия Михайловна - ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: vmalik@hse.ru Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20.Представлены результаты социологического исследования моделей управления общеобразовательными учреждениями в современной России. В восьми пилотных регионах в октябре-ноябре 2014 г. проводились фокус-группы с директорами школ. Целью работы было сконструировать типологию моделей управления, которые авторы рассматривают как конфигурацию отношений, связанных с управлением  образовательным процессом. Выделены четыре основные модели: «авторитарный хозяйственник», «демократичный хозяйственник», «авторитарный предводитель» и «демократичный предводитель». Они сконструированы в результате совмещения двух критериев: режимов делегирования, т. е. устойчивых паттернов взаимодействия директоров с другими субъектами и агентами по управленческим вопросам, и субъектности директора как его способности автономно определять миссию организации и проводить ее в жизнь. Каждая модель  описывается на примере введения ФГОС в начальной школе. Показано, что выбор той или иной модели управления определяется множеством факторов и является ситуативным, зависит от задачи и контекста управленческой деятельности. Обсуждается потенциал выделенных моделей управления с точки зрения эффективного проведения реформ.}, annote = {Фархатдинов Наиль Галимханович - PhD, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ НИУ ВШЭ. E-mail: nfarkhatdinov@hse.ruЕвстигнеева Надежда Валерьевна - независимый исследователь. E-mail: nadeva@mail.ruКуракин Дмитрий Юрьевич - кандидат социологических наук, директор Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ НИУ ВШЭ. E-mail: dukurakin@hse.ruМалик Валерия Михайловна - ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: vmalik@hse.ru Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20.Представлены результаты социологического исследования моделей управления общеобразовательными учреждениями в современной России. В восьми пилотных регионах в октябре-ноябре 2014 г. проводились фокус-группы с директорами школ. Целью работы было сконструировать типологию моделей управления, которые авторы рассматривают как конфигурацию отношений, связанных с управлением  образовательным процессом. Выделены четыре основные модели: «авторитарный хозяйственник», «демократичный хозяйственник», «авторитарный предводитель» и «демократичный предводитель». Они сконструированы в результате совмещения двух критериев: режимов делегирования, т. е. устойчивых паттернов взаимодействия директоров с другими субъектами и агентами по управленческим вопросам, и субъектности директора как его способности автономно определять миссию организации и проводить ее в жизнь. Каждая модель  описывается на примере введения ФГОС в начальной школе. Показано, что выбор той или иной модели управления определяется множеством факторов и является ситуативным, зависит от задачи и контекста управленческой деятельности. Обсуждается потенциал выделенных моделей управления с точки зрения эффективного проведения реформ.} }